Шапошниковское сельское поселение
Ольховатский муниципальный район Воронежской области

Памятка по профилактике межнациональных конфликтов, терроризма и экстремизма

До планирования и осуществления работы должностному лицу муниципального образования, ответственному за организацию деятельности в указанной сфере, рекомендуется ознакомиться с основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы противодействия и профилактики экстремизма и терроризма на территории Российской Федерации.*

В соответствии с действующим законодательством:

  • органы местного самоуправления являются субъектами противодействия экстремизму (п.4 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года) и участвуют наряду с  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в противодействии указанной деятельности в пределах своей компетенции (ст.4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»);
  • крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии (п.13 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года);
  • в решении вопросов местного значения органы местного самоуправления должны действовать исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч.2 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
  • деятельность органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих экстремистским проявлениям и совершению террористических актов, а также осуществление воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской и террористической деятельности, должно основываться на принципе приоритета мер предупреждения указанных явлений (ст.ст. 2, 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»). Меры организационного и правового характера должны разрабатываться с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму (п.25 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года);
  • статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» органы местного самоуправления (наряду с гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти) наделены правом в случае выявления в сети Интернет информационных материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, принять меры к информированию об этом Роскомнадзора России с целью рассмотрения вопроса ограничения доступа к запрещенной информации на территории России;
  • деятельность органов местного самоуправления должна исходить из необходимости разработки и осуществления комплекса мер по повышению эффективности профилактики, совершенствования правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму, принятия на муниципальном уровне целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов, своевременного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций, консолидацию усилий с органами государственной власти, институтами гражданского общества и организациями. Требуются согласованность действий с государственными органами и формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов, разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности (п.п. 26, 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, п.11 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации);
  • деятельность органов местного самоуправления по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна отвечать цели предупреждения правонарушений и антиобщественных действий, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому (ч.1 ст.2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);
  • допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов является основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку (пп.5 п.2 ст.74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,).

Факт установления на федеральном и региональном уровнях ответственности за допущение должностными лицами муниципального образования названных негативных последствий обязывает органы местного самоуправления разрабатывать и проводить эффективную профилактическую работу в указанной сфере.    

Анализ судебной практики 2014-2015 гг. свидетельствует о том,   что к неисполнению органом местного самоуправления требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма может быть отнесено неиспользование предоставленных законом полномочий, проявление пассивности и незаинтересованности в профилактике экстремистской деятельности.

При этом, невозможность реализации названных мер ввиду отсутствия финансирования на указанные цели не может служить основанием для бездействия в сфере профилактики экстремизма и терроризма, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение его требований с финансовыми возможностями муниципального образования.

Реализация мер в сфере профилактики экстремизма и терроризма должна осуществляться в обязательном, приоритетном и плановом порядке, основанном на результатах анализа состояния законности, с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз, а также мониторинге состояния межнациональных и межрелигиозных отношений.
 
* Список действующего законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму:
 
- Конституция Российской Федерации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях;
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Федеральный закон «О противодействии терроризму»;
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-  Федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»; 
- Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
-  Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом РФ 28.11.2014;
- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009;
- Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 14.11.2013;
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie